Наш мозг научился адаптироваться к валу информации, штурмующей его ежесекундно. Он не реагирует на факты. Не запоминает и не видит 99% того, по чему «бегают» наши глаза. Если представить объем информации, получаемой нами за 24 часа, то ее хватило бы, чтобы заполнить 176 газет.
Вернемся к массовым коммуникациям. И без того непростое положение дел усложняется тем, что значок «реклама» автоматически запускает в нашем мозге команду «Блок». Весь контент с таким ярлыком нужно обходить стороной, не обращая внимания. И действительно: какую ценность несет мне, зрителю, информация о том, что вы молодец?
Тысячи компаний каждый год навсегда закрывают свои двери не потому, что у них нет отличного продукта, а потому, что люди не видят, как этот продукт улучшит их жизнь.
История — это информация, «хакнутая» таким образом, что нам становится интересно ее узнать.
Нейробиологи считают, что в среднем человек тратит около 30% своего времени просто мечтая о чем-то. И мы так сильно любим истории, потому что они помогают нам воображать. Это топливо для наших мечтаний.
- Эта история о том, как вся семья собралась за столом, чтобы выпить апельсинового сока.
- Эта история о том, как друзья на стадионе болеют за свою команду.
- Эта история о том, как стоматолог рассказывает, что его зубная паста не повреждает эмаль.
- Эта история о том, как у пенсионера заболел живот. И, после того как он принял таблетку, живот успокоился.
- Эта история о том, как стиральный порошок отстирал жирное пятно.
Мир делится на плохих и хороших маркетологов. Первые думают, что внимание можно купить. Вторые знают, что это не так.
В любой истории зрители всегда хотят знать:
- Кто герой?
- Чего хочет герой?
- Кого или что он должен победить, чтобы получить то, чего хочет?
- Что произойдет, если герой потерпит поражение?
- Какой приз ждет его в случае победы
Если аудитория не может ответить на эти вопросы, она очень быстро теряет интерес.
То же самое можно сказать и о вашем бренде. Его реклама может быть разной и ее может быть много, но если люди не понимают его историю и роль в своей жизни, они легко уходят к другому бренду.
Джейсон Борн о похудении
Многие бренды не используют это знание и не определяют свою цель. Зрители не могут понять: так чего же хочет главный герой?
Представим, что фильм «Идентификация Борна» был бы о том, как шпион Джейсон Борн, силясь разобраться в том, кто он, также пытается похудеть, жениться, защитить докторскую диссертацию, построить дачу и завести двух котов. Аудитория бы начала зевать и искать пульт быстрее, чем вы думаете.
Главный герой
- Кто тот человек, который будет вас покупать?
- Кто вы в его глазах?
- Какую задачу в его жизни вы хотите решить?
Посмотрим на это, как сценарист.
Давайте выясним: кто главный герой вашей истории? Это не вы. Основной персонаж в фильме, который снимается за ваши деньги, — это ваш ключевой покупатель (key customer).
В следующий раз, когда будете готовить задание для рекламного агентства, больше не описывайте потребителей. Теперь у вас есть ключевой персонаж, создавая которого, вы будете пытаться сделать это интересно.
Начните так: «Главный герой нашей истории — это…»
Кем бы ни был ваш основной персонаж, он должен чем-то напоминать вас самих. Иметь характер, привычки, достоинства, недостатки, воспоминания, мечты, планы, секреты. Если, например, ваша героиня отличается только бархатистой кожей и красивыми формами, то читать о ней будет интересно лишь заключенным, которые забыли, как выглядит настоящая женщина.
От того, насколько удачно вы найдете своего персонажа, зависит успех вашего бренда и его рекламных кампаний.
Например, вместо того, чтобы описывать очередную среднестатистическую маму, которая заботится и своих детях (вот это сюрприз) и любит готовить, давайте создадим персонажа. С именем и характером. Это не просто мама, а мама Мелисса — автор книги «Краткая история ругательств».
Ваша роль
Чего хочет главный герой?
Стремление должно быть большим и далеким. В самых лучших историях главный герой всегда стоит перед вызовом.
Это отлично усвоил сильнейший, по моему мнению, бренд в мире — Nike, который построил себя на постоянном бросании вызова. Причем самому себе. Потому что единственный человек, которого ты не можешь обмануть — это ты сам. Каждый день — это еще один день, чтобы стать лучшей версией себя. Независимо от возраста и финансового положения. Победи себя на диване. Преодолей свою неуверенность. Замахнись на то, что тебя пугает. Ты можешь. Сделай это.
Заметьте, во всех коммуникациях Nike есть явно выраженный главный герой — это и я, автор статьи, и вы, читающие ее. А роль Nike в этой истории под названием «Жизнь» — быть тем парнем, который вдохновляет и, порой, даже злит нас своим присутствием. Но мы всегда восхищаемся им.
Безуминка
Санкция
В рекламе часто забывают об этом правиле. Например, для того, чтобы дети засмеялись, маме недостаточно налить им апельсинового сока (пусть даже и без консервантов). Нужна санкция.
Или для того, чтобы люди вдруг начали танцевать — недостаточно прислать sms-ку о том, что им начислены бонусы в размере 4 грн.
Куда я приду с брендом?
«Куда бренд хочет меня привести, если я пойду с ним?»
Если он затруднится с ответом, значит у вашего бренда нет ясного месседжа. У вашей истории нет четкого сценария.
Например, Harley Davidson приведет к свободолюбивому пацану, живущему у меня внутри. Потому что Harley Davidson знает, что в офисе сейчас сижу не я. Это моя подделка.
Апгрейд
«Все в рассказе, от первого до последнего слова, должно подчиняться одной цели — в идеале подтверждать и углублять понимание человеческой природы».
Все мы любим истории и нуждаемся в них еще и потому, что они делают нас лучше. В каждой истории должна быть мораль, познав которую, мы эволюционируем. Понимаем, что можем вести себя по-другому.
Крутые бренды всегда одержимы «улучшением» своих клиентов, а не просто снабжением их товарами и услугами.
Как «проапгрейдится» главный герой вашей истории, после того, как встретит вас?
До хорошего человека, который любит всех собак
До того, кто ищет другой путь
«В Комптоне ты либо становишься членом банды, либо ищешь другой способ выжить…»
Антагонист
Наша задача — откопать ее и использовать в своих интересах.
Лео Бернетт
Чем быстрее вы определите своего антагониста, тем легче вам будет развивать историю. Я заметил, что маркетологи часто выбирают себе мелочных врагов, которые не тянут на роль главного злодея. Сражаться с ними неинтересно. Ни им самим, ни зрителям.
Давайте на примере зубной пасты. Мелкими бандитами в этой истории выступают: желтые зубы, кариес, болезнь десен, неприятный запах. Все они не тянут на антагониста. В них недостаточно харизмы, драмы, глубины. В результате, когда вы видите очередную рекламу, в которой человек в белом халате говорит, что эта зубная паста предотвращает кариес и болезни десен – вам до лампочки.
Нужен враг помощнее.
Давайте придем к нему таким путем: когда у человека проблемы с зубами — он меньше улыбается — если он меньше улыбается — он больше грустит и ходит злой — когды ты злой, ты плодишь негатив и в мире его становится больше.
Главный злодей нашей истории — негатив, намеревающийся захватить вселенную.
Герой — наш ключевой покупатель (Имя), который борется с ним.
Роль нашего бренда — мы оруженосец позитива. Мы всегда рядом с главным героем и помогаем ему, преподнося снаряды.
Интрига
Возьмем, к примеру, невероятно унылый ролик австралийского автомобильного бренда Holden. Несмотря на восторженные комментарии к видео на YouTtube (их писали сами работники компании, уверен), по-моему, это бездарная реклама. В основном из-за того, что интрига отсутствует напрочь. А без нее история рассыпается.
Повышать градус
Тюфекчи обнаружила такую же связь и с неполитическими темами: видео о вегетарианстве привело к видео о веганстве; видеоролики о беге привели к видеороликам об ультрамарафонах. Ставки всегда поднимались. YouTube, по ее словам, стал «инструментом радикализации».
Это связано с тем, что Google (владелец YouTube) узнал, что лучший способ удержать внимание людей — это повышать градус, всегда предлагая им продвинуться «на шаг дальше» того, что они ищут.
Развивая свой бренд, действуйте как Google. В любой истории мы подсознательно ждем, что то, что произойдет, окажется даже круче, чем мы представляли.
Конфликт
Сын пришел домой в грязных штанах И мама расстроилась.
Сын пришел домой в грязных штанах, НО мама ему улыбнулась.
Сын не хочет кушать салат, НО маме пофиг: «не хочешь, не надо».
Двенадцать архетипов
Когда вы найдете архетип своего бренда — вам станет ясно, каким будет его поведение в разных жизненных ситуациях. Какие у него взгляды. Характер. Чувство юмора.
Имея на руках два архетипа, вы увидите: как они друг друга дополняют, как могут взаимодействовать, чем ваш бренд интересен для главного героя?
Давайте изучим все двенадцать архетипов.
1. Невинный
Этому архетипу идеально подходит Мишель Гондри.
Ребенок живет в каждом из нас. В ком-то, правда, очень глубоко. Именно он возвращает нас к доброму и светлому. Это один из моих самых любимых архетипов.
Опасность: скатиться в наивного дурачка.
(Вспомните Форреста Гампа).
2. Исследователь
Смысл жизни исследователя — неугомонно бросаться в неизведанное. Открывать новое, в том числе в себе.
Исследователей вечно куда-то тянет. Они живут в пути и всегда ищут приключений на свою голову.
Привет, неприятность. Давно не виделись…
Ролевая модель: Илон Маск
Опасность: затеряться, стать отшельником.
3. Мудрец
Мудрецы хотят докопаться до истины путем изучения того, как устроен мир. Они все анализируют, упорядочивают и раскладывают по полочкам. Хаос и неразбериха — их главный враг. Логика — их оружие.
У мудреца всегда есть своя точка зрения.
Он считает, что по-настоящему свободным может быть лишь тот, кто постиг истину.
Ролевая модель: Опра Уинфри
Опасность: быть заумным.
Бесконечно изучать что-то, так и не перейдя к действию.
4. Герой
Давайте вместе победим зло. Под «злом» может выступать что угодно: неуверенность, лень, страх, серость, скука, однообразие, апатия, жадность, лицемерие и т.д. Главное — определиться с врагом.
Поверь в свои силы! Ты способен на это!
Смысл жизни героя — доказать, что он способен добиться своего вопреки всему.
Герой ведет за собой. Он всегда в первом ряду, бросает вызов и вдохновляет своей храбростью. Кто бы что ни говорил, он будет делать по-своему.
Ролевая модель: Мартин Лютер Кинг
Опасность: сражение с ветряными мельницами.
5. Бунтарь
Бунтарские бренды обожают идентифицироваться с теми вещами, который вы (или ваша мама) считаете плохими. Они против системы.
Их любит не только молодежь, но и взрослые люди, которым хочется выпустить пар. Вспомните, когда в последний раз вы стояли в пробке и представляли, как было бы круто прямо сейчас свернуть направо и поехать по бездорожью, нарушая правила. Покупая джинсы Diesel, вы «сворачиваете с дороги».
Бунтари считают, что изменения возможны только через революцию. Живут по принципу: «Сначала наломаем дров, а там посмотрим». Как герою нужен враг, бунтарю жизненно необходимо то, против чего бунтовать.
Герой и бунтарь похожи. Но бунтарь более радикально настроен. Смысл его жизни — в разрушении старого, чтобы освободить место для нового.
Ролевая модель: Вивьен Вествуд
Опасность: перейти грань, перегнуть палку.
6. Маг
Ролевая модель: Никола Тесла
Опасность: заиграться в сказочника.
7. Простой парень
Не напрягайся. Все и так будет хорошо.
Я ненавижу элитность и пафос. И считаю, что все люди созданы равными. И еще я очень люблю рубашки в клетку.
Ролевая модель: Дженнифер Энистон
Опасность: смешаться с толпой. Быть тупым.
Начать общаться так, как будто ваша аудитория — немного недоразвитые люди.
8. Любовник
Я существую ради удовольствия. Если честно, нам не так много времени отведено в этом мире, поэтому давайте наслаждаться и страстно любить друг друга (но не женясь при этом). Наслаждение — единственное, что по-настоящему имеет значение. Все остальное второстепенно.
Ролевая модель: Ким Кардашьян
Опасность: быть вульгарным, наигранным.
В постоянной погоне за вниманием окружающих, потерять свою индивидуальность.
9. Шут
Шут — это самый распространенный архетип, потому что с улыбкой вы всегда продадите больше.
Реклама должна развлекать и шут с этим отлично справляется. Чем сумасброднее, тем лучше.
Шут помогает нам совладать с абсурдностью современного мира и бюрократической рутиной. Отчасти потому, что он ко всему относится очень легко, а отчасти — потому что больше всего ему нравится высмеивать то, как этот мир устроен. По своей сути, политика Шута является анархической, что великолепно проиллюстрировала Эмма Голдман, знаменитая анархистка, которая сказала: «Если я не смогу танцевать, я не хочу принимать участие в вашей революции». Готовность Шута нарушать правила делает его похожим на Бунтаря, но Шут всегда бунтует и подрывает основы, смеясь.
Этот архетип очень популярен среди брендов, представляющих продукты, которые далеко не всегда полезны для вашего организма. Практически все «снэки» — шуты.
Ролевая модель: Джим Керри (в ранние годы)
Опасность: пошутить «не в тему».
10. Заботливый
Я живу ради того, чтобы помогать другим. Иногда даже в ущерб себе.
Заботливый — это альтруист, которым движет сочувствие и щедрость. Его смысл жизни заключается в том, чтобы давать другим. Больше всего Заботливый опасается, что что-нибудь случится с его любимыми людьми, и при этом прямо на его глазах.
Этот архетип любят бренды, связанные с предоставлением медицинских услуг, банковским делом, страхованием. Разного рода сервисы, мобильные операторы, товары бытовой химии, которые заботятся о вашем доме, корма для домашних животных.
Ролевая модель: Принцесса Диана
Опасность: стать мучеником, скатиться к образу простофили.
11. Творец
Творчество — это то, что двигает нас вперед. Поэтому вся суть моего существования — вдохновить творить как можно больше людей. Я хочу, чтобы мы развивались через созидание и самовыражение. Чтобы мы создавали себя и лучший мир вокруг себя.
Бренды Творца по самой своей природе являются нонконформистскими. Творец заботится не о том, чтобы вписаться в общество, а о том, чтобы найти способ самовыражения.
Если в человеке активизируется архетип Творца, он зачастую он обречен постоянно творить или изобретать что-то новое — иначе он чувствует, что буквально задыхается.
Ролевая модель: Фаррелл Уильямс
Опасность: стать слишком оригинальным, непонятным для других.
Превратиться в «белую ворону».
12. Правитель
Когда вы представляете себе архетип Правителя, вспомните короля, CEO компании, президента страны — или любого другого человека с командной, авторитарной манерой поведения.
Если у человека активизируется архетип Правителя, он с удовольствием берет на себя руководящую роль и старается контролировать все происходящее. Это дает ему ощущение совершенного владения собой и власти над миром, которое приносит огромное удовлетворение.
Очень часто реклама Правителя делает акцент не столько на статусе, сколько на сохранении контроля и способности взять на себя ответственность за что-либо — работу, семью или здоровье.
Ролевая модель: Ангела Меркель
Опасность: быть авторитарным.
Слишком жестким, отталкивающим.
У поколений Y и Z свои представления о том, что такое статус, контроль и солидный бренд.
Если раньше при слове успешный, состоятельный человек, наше воображение рисовало кого-то похожего на Уоррена Баффета или Трампа, то сейчас, с приходом интернета и героев Кремниевой долины, все изменилось коренным образом. Простые парни раньше не могли обладать состояниями в девять нулей, а теперь могут.
Вспомните, каким представлялся вам образ успешного бизнесмена мультимиллионера? Это был седовласый мужчина в костюме, не особо публичный, сидящий то в Роллс-Ройсе, то в пентхаусе своего замка-небоскреба, управляющий огромной компанией. Что-то связанное с нефтью, недвижимостью, торговлей, производством. Многие поколения жили с этим стереотипом.
Сегодня — это парень в серой футболке, который приехал в открытый офис на велосипеде или электромобиле без охраны. (По крайней мере, вы ее не увидели).
О чем свидетельствуют мировые тренды?
Больше не круто быть большим.
Даже, если ты большой — веди себя, как маленькая юркая рыбка.
Непринятие пафоса в любом виде.
Лучшее средство от напыщенности и серьезности — самоирония и легкое отношение к себе.
Искренность, открытость и правдивость вместо замкнутости и таинственного величия.
Даже деньги — больше не круто. Теперь идеи правят миром.
Получается какой-то Антиправитель.
Если раньше архетип Правителя был моделью идеального поведения в обществе, то сейчас фокус сместился на обычного, простого парня. Спасибо, Марк Цукерберг.
Но насколько архетип «Простой парень» отвечает новому герою нашего времени?
Способен ли он вместить все то, из чего состоит современный Антиправитель?
Нет.
В истории появляется новый персонаж.
Тринадцатый архетип
13. Простой непростой парень
Поэтому у меня нет времени на все остальное. (Особенно на яхты и Ferrari).
У каждого неглупого простого парня есть своя Big Idea. Это то, ради чего существует его бренд и компания. Можно называть это миссией, убеждением, верованием или как-угодно. Скорее всего, это будет написано большими буквами на стене в его офисе.
Этот архетип воспринимает все как игру. Если то, что он делает, его не радует — он не будет заниматься этим, несмотря на то, что потеряет много денег. Скорее всего, все свои миллиарды он пожертвует на благотворительность в разные фонды.
Марк Цукерберг
Этот архетип не принимает рекламу, где с ним пытаются заигрывать, говорить, как с ребенком или как с дебилом.
Ролевая модель: Марк Цукерберг
Опасность: стать простофилей в глазах других. Потерять авторитет.
Теперь давайте делать крутую рекламу!
Если вам понравился материал и вы видите, как он может помочь в работе, пожалуйста, поделитесь им с другими.